Для чего я создал этот блог

Все мы живем в атмосфере науки. Открытия науки и вызываемый ими прогресс техники — характернейшая черта нашей цивилизации.

Наука теперь — не кунсткамера прошлых веков, не кабинет редкостей, где собраны всякие диковинки, способные заинтересовать только специалистов или очень любознательных. Наука, ее достижения, ее идеи, ее проблемы касаются сейчас каждого.

Это относится и к тому, что вчера открыто в лаборатории, а сегодня применяется в практике, и к тому, что, казалось бы, вызывает чисто теоретический интерес.

Совсем недавно люди нашего времени увидели появление автомобиля и самолета, радио и кино, электронного микроскопа и компьютеров, радиолокации и телевидения, ядерных электростанций и атомного ледокола, искусственных веществ тверже алмаза и прозрачнее стекла, люди открыли и широко применили антибиотики, разгадали механизм передачи наследственности, широко распахнули дверь в космос, вышли в скафандрах в межпланетное пространство, прилетели на Луну и прислали свои научные лаборатории на другие небесные тела.

В книге «Предвидимое будущее» английский физик, лауреат Нобелевской премии Джордж Томсон весьма тонко заметил: «Цивилизованное общество напоминает ребенка, который получил ко дню своего рождения слишком много игрушек».

Действительно, как говорится, не хватало только «тарелочек» с неба, так вот и они появились: если и не сами «тарелочки», то, по крайней мере, их многочисленные очевидцы, рассказчики и далее фотографии.

В истории были периоды, которые именуются эпохами научной или промышленной революций, сейчас мы говорим об эпохе величайшей научно-технической революции. Каковы же ее отличительные черты?

Первая особенность современной научно-технической революции — в том, что в наше время, точнее в последние десятилетия, техническая революция совпала с научной, это научно-техническая революция. Отрезок времени между научным открытием и его практическим применением нередко сокращается.

От открытия принципов фотографии до разработки ее технических средств прошло 118 лет. Срок внедрения телефона составил 56 лет, радио — 35, радиолокации— 15, телевидения—12, транзистора—5, интегральных схем — 3 года.

Наука безостановочно все больше проникает во все сферы жизнедеятельности человека. Без новейших достижений науки нельзя двигаться вперед в промышленности.

Академик М. В. Келдыш говорил, что наступило такое время, когда в выигрыше может оказаться не та страна, в которой сделано научное открытие, а та, которая его первая применила. Но ведь нет более оперативного проводника от науки к практике, чем научная информация, научная и техническая литература.

Вторая особенность современной научно-технической революции в том, что ныне машины заменяют не только физическую силу человека, не только его руки, но и определенные функции умственного труда, правда, рутинные функции, но заменяют и выполняют их с такой быстротой, на которую человек не способен.

Невозможно управлять луноходом или пилотируемой орбитальной станцией без электронных средств, которые позволяют человеку мгновенно получать и обрабатывать информацию и выдавать команды аппарату, действующему на другом небесном теле, и космонавтам, совершающим виток за витком в космическом пространстве.

Наука создает вещи, которые не могла придумать сама природа. Природа не знает колеса, его когда-то придумал человек. Сейчас мы знаем машины, аппараты, вещества, которые намного превосходят то, что создала сама природа.

Природа сумела создать вещества удивительные: гибкие, как лепесток, и твердые, как гранит, но не смогла соединить эти качества в одном предмете, а наши ученые это делают, создают вещества с заданными свойствами.

Вместе с тем воздействие индустриальной цивилизации на окружающую среду настолько значительно и даже угрожающе, что девизом науки и техники становится: сохраняйте окружающую среду, или даже еще более жеще: "спасайте окружающую среду".

Не менее важным, чем основной капитал природы — вещество и энергия,— в наши дни является информация. Информация обладает той особенностью, что это источник неиссякаемый.

Очень точно сказал об этом Бернард Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня остается по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Информационные издания многократно сокращают путь к овладению всей суммой знаний, добытых предшествующими поколениями и нашими современниками.

Популяризация науки — одна из самых важных задач века. Итоги и проблемы современной науки привлекают внимание все более широких кругов общества, но рассказывать о них становится сложнее и сложнее. Продолжающаяся и непрерывно углубляющаяся дифференциация науки не только по объектам, но и по методам исследования, по языку, по способу мышления создает значительные, казалось бы, порой непреодолимые трудности.

Решение задачи популяризации новейших открытий науки осложняется тем, что стройная картина мира, созданная в свое время классической физикой и механикой, рухнула, когда появились теория относительности А. Эйнштейна и квант действия М. Планка.

Сейчас общепринятой космогонической теории нет. Пленявшая умы своей простотой и изяществом теория происхождения планетной системы Канта-Лапласа в свете новейших открытий физики и астрономии оказалась несостоятельной.

Законы макромира не совпадают с законами открывшегося перед изумленными взорами наших современников удивительно и невероятно сложного микромира.

Сложность популяризации современных научных представлений заключается и в том, что во многих отраслях науки преобладает язык математики, язык абстрактных понятий, которые хорошо укладываются в формулы, но еще не находят эквивалентных слов.

Уравнение, которое гораздо нагляднее и полнозвучнее его словесного изложения для человека, привыкшего к математическому способу мышления, и сложная химическая формула, говорящая химику несравненно больше, чем пространные описания вещества и его реакций, не всегда воспринимаются даже подготовленным, но не имеющим специального образования читателем.

Эти и многие другие трудности, возникающие ныне на пути популяризации науки, нельзя не преодолевать. Инструментом для этого может стать в том числе и мой блог "История открытий и изобретений", первый пост которого Вы сейчас читаете.

В качестве источников информации для рассылки я буду использовать в основном различную научно-популярную литературу, которая в достаточно большом объеме скопилась у меня на книжных полках.

Читатели блога познакомятся со всеми крупными открытиями, изобретениями, достижениями ученых, врачей, инженеров, гениальных самоучек всех стран и народов. Хроника открытий и изобретений с древнейших времен до наших дней. Люди. Даты. События. Знаменитые книги. Судьба великих творений человеческого ума - все это объекты моих интересов и одновременно материалы для наших совместных исследований.

Больше всего меня интересует не та научно-популярную литература, которая приводит не просто много новых, пусть интересных, пусть занимательно изложенных фактов, а та, которая показывает науку как арену борьбы и становления человеческих характеров, которая рисует возможности будущего, открывает перед читателем картину мира во всей его сложности и многогранности.

Все эти интереснейшие моменты я и попытаюсь освятить в своем блоге "История открытий и изобретений" и почтовой рассылке "Открытия и изобретения, которые изменили мир".

Я буду очень рад, если вы порекомендуете мой блог и рассылку своим друзьям и знакомым и всем, кому она может оказаться полезной!

Все материалы блога и рассылки "Открытия и изобретения изменившие мир" будут посвящены, прежде всего, тому, что больше интересует вас, наших читателей. Оставляйте в комментариях свои вопросы и пожелания!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Первые поршневые машины - история создания

Первая в мире подводная лодка

Первая электрическая машина